Браун (Brown), Чарлз Брокден


Браун (Brown), Чарлз Брокден
(17.1.1771, Филадельфия, Пенсильвания - 21.11.1810, там же)
   автор первых американских романов, имевших признание не только в США, но и в Европе. Родился в семье зажиточного купца-квакера, получил юридическое образование, но вскоре оставил адвокатскую практику и в 1796 г., переехав в Нью-Йорк, стал профессиональным писателем и журналистом. Первое выступление Брауна в печати - эссе «Рапсод» (The Rhapsodist, 1789). В написанном в диалогической форме трактате «Алкуин» (Alcuin, 1798) Браун, развивая идеи У.Годвина и М.Уолстонкрафт, выступил в защиту политических, социальных и культурных прав женщин. В 1799–1802 гг. он редактор нью-йоркского «Мансли мэгэзин энд америкэн ревью», а в 1803–1807 гг. - филадельфийского журнала «Литерери мэгэзин энд америкэн реджистер».
   Браун известен главным образом как автор шести социально-психологических романов, которые стоят у истоков одного из главных жанров американской литературы и открывают дорогу романтизму в литературе США. Уже в первом романе - «Виланд, или Превращение» (Wieland; or, The Transformation, 1798)появились основные черты художественной манеры писателя: острая напряженность повествования, сближающая его книги с готическими романами, психологическая проработка характеров, рассчитанная прежде всего на эмоциональное воздействие, продолжение традиции чувствительного романа в письмах.
   Влияние европейской предромантической традиции на творчество Брауна бесспорно. Но столь же бесспорно, что эти традиции приобретают в его произведениях специфически американскую окраску. Его внимание привлекают явления, стоящие на грани сверхъестественного, загадки природы, над разрешением которых билась наука его времени. Браун не принимал чистой условности многих приемов готического романа и канонических правил сентиментальных сочинений о любви. Им он противопоставил собственные принципы «тенденциозного романа» (novel of purpose), изложенные в предисловии к «Виланду».
   Одна из характерных особенностей художественной манеры Брауна состоит в том, что события его романов допускают различные толкования. Эта многозначность, использованная в «Виланде» и других романах, широко применялась впоследствии американскими романтиками. Писатель не признает эстетической установки классицизма, видящего явление в определенном свете, четко различающего добро и зло. Он пытается взглянуть на людей и события с разных, иногда противоположных точек зрения. Не случайно одна из ведущих тем в его романах - превращение добра в зло. В этом отношении он выступает предшественником романтизма Н.Готорна с его принципом сплетения реального и ирреального. Предромантическая проза Брауна не знает эстетической устойчивости. Она как бы раздваивается между кажущимся и реальным. Поэтому такое большое место занимает у него мнимо сверхъестественное.
   «Ормонд, или Тайный соглядатай» (Ormond; or, The Secret Witness, 1799) - наименее «готическая» из всех книг Брауна. Язык и стиль этого романа гораздо спокойнее и строже, чем в «Виланде». В «Ормонде» ощущается воздействие просветительского романа, писатель апеллирует больше к разуму, чем к чувствам читателей.
   В «Артуре Мервине, или Мемуарах 1793 года» (Arthur Mervyn; or, Memoirs of the Year 1793, 1799–1800) Браун рисует историю превращения наивного деревенского парня в рационалиста с филантропическими наклонностями. Писатель использует некоторые приемы готического романа для изображения духовной эволюции героя, стремящегося жить честно и справедливо в развращенном и продажном мире. Каждая новая «таинственная сцена», хотя и не содержит ничего сверхъестественного, означает шаг в познании Артуром тайн и пороков буржуазного города. Запоминающийся образ охваченной чумой Филадельфии, где нарушены все естественные человеческие связи: жены брошены мужьями, дети - родителями, становится символической картиной объятого пороками американского общества.
   Один из лучших романов Брауна - «Эдгар Хантли, или Мемуары лунатика» (Edgar Huntly; or, Memoirs of a Sleepwalker, 1799) - посвящен истории раскрытия преступления. Однако главным героем романа движет не стремление покарать преступника, а своего рода страсть к раскрытию психологических мотивов преступления. Роман построен как психологический этюд, и, хотя в нем немало черт, которые потом станут характерными для детективного романа, вся его художественная направленность совершенно иная. Она заставляет скорее вспомнить некоторые образцы психологической прозы критического реализма XIX в.
   Действие романа относится к 1787 г., когда вокруг западных земель разгорелась острейшая борьба, сопровождавшаяся истреблением и оттеснением на запад индейских племен. Во многих американских работах по литературе утверждается, что Браун изображал индейцев кровожадными и жестокими. Однако роман «Эдгар Хантли», скорее, убедит читателя в обратном. Здесь, как и в своих критических статьях, Браун выступает проповедником равенства «белой» и «красной» рас.
   В «Эдгаре Хантли» перед героем стоит задача: найти подлинного убийцу друга. Стечение обстоятельств и тонкий психологический анализ, дедуктивный метод, предвосхищающий Э. По, создают основную нить повествования. Психологическая обусловленность поступков героев - это наиболее ценная черта художественного наследия Брауна, «отца американского романа».
   В двух последних романах Брауна - «Клара Хоуард» (Clara Howard, 1801, в Англии издан под названием Philip Stanley) и «Джейн Талбот» (Jane Talbot, 1801) - поставлены проблемы эмансипации женщины, к которым писатель обращался еще в диалоге «Алкуин».
   Творчество Брауна соединяет в себе интерес к просветительским идеям, к рационалистическому методу мышления с разочарованием в общей концепции социального прогресса, предложенной просветителями. Оптимистические надежды современников на всемогущество разума вызвали у него скептическое отношение. Его эстетика ориентирована главным образом на эмоциональное воздействие. Его мрачные и зловещие герои предвосхищают появление романтических бунтарей литературы XIX в. Не случайно многие аспекты творчества Брауна были подхвачены и получили дальнейшее развитие в позднем американском романтизме, и прежде всего в произведениях По.
 А. Николюкин

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Смотреть что такое "Браун (Brown), Чарлз Брокден" в других словарях:

  • Браун (Brown) Чарлз Брокден — (1771—1810), американский писатель. Предромантик; «готические романы»: «Виланд» (1798), «Ормонд» (1799); в романе «Эдгар Хантли» (1799) впервые в литературе США изобразил жизнь индейцев …   Большой Энциклопедический словарь

  • Браун Чарлз Брокден — Браун (Brown) Чарлз Брокден (17.1.1771, Филадельфия, 22.2.1810, там же), американский писатель, один из предшественников романтизма в литературе США. Сын купца квакера; занимался юриспруденцией. В диалоге «Алкуин» (1798),написанномпод влиянием У …   Большая советская энциклопедия

  • БРАУН Чарлз Брокден — БРАУН (Brown) Чарлз Брокден (1771—1810), американский писатель. Первые ром. в лит ре США: «Виланд» (1798), «Артур Мервин» (т. 1—2, 1799—1800), «Ормонд» (1799), «Эдгар Гентли» (1799) …   Литературный энциклопедический словарь

  • БРАУН Чарлз Брокден — (Brown, Charles Brockden) (1771 1810), первый значительный американский романист. Родился 17 января 1771 в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Усвоив либеральные взгляды английского писателя реформатора У.Годвина, Браун предпочел профессии юриста… …   Энциклопедия Кольера

  • Браун — I Браун (Braun)         Александр (10.5.1805, Регенсбург, 29.3.1877, Берлин), немецкий ботаник. Профессор Политехнической школы в Карлсруэ (1833), профессор и директор ботанического сада во Фрейбургском университете (1846), профессор университета …   Большая советская энциклопедия

  • Браун Ч. Б. — БРÁУН (Brown) Чарлз Брокден (1771–1810), амер. писатель. Предромантик; готич. романы : Виланд (1798), Ормонд (1799); в ром. Эдгар Хантли (1799) впервые в лит ре США изобразил жизнь индейцев …   Биографический словарь

  • Brown, Charles Brockden —    см. Браун, Чарлз Брокден …   Писатели США. Краткие творческие биографии